Тайный вектор Троицы

 

Христиане веруют в Божественную Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1=3 и 3=1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным. Поэтому христианин приобщается к тайне Троицы не через логику, а через покаяние - всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» — metanoia буквально означает «перемена ума»).

 

Были люди в наше время…

Хотя христиане с первых дней существования Церкви верили в Отца, Сына и Святого Духа, основываясь на словах Христа и свидетельствах Писания, понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице было облечено в точные богословские формулировки.

Равны ли три Лица или между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге — одна или три? Являются ли Отец, Сын и Святой Дух самостоятельными «личностями» или это только разные проявления, «эманации» одной Божественной Природы? Все эти вопросы интересовали в IV в. не только «специалистов» по богословию, но и широкую публику. Нам сейчас нелегко понять, как двое друзей, встретившись на одной из площадей Константинополя, Александрии или Антиохи могли, забыв обо всем на свете, рассуждать о «единосущном» и «триипостасном» Божестве. В наше время, скорее, стали бы говорить о политике, о повышении цен или о погоде, но семнадцать веков назад люди, интересовались более возвышенными вещами...

 

Троица как солнце

Чтобы сделать учение о Троице более доступным для понимания, святые Отцы иногда прибегали к аналогиям и сравнениям. Например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим «солнце», мы имеем в виду само небесное тело, солнечный свет и тепло. Свет и тепло являются самостоятельными «ипостасями», однако они не существуют изолированно от солнца, как и солнце не существует без тепла и света...

Другая аналогия: вода, источник и поток: одно не бывает без другого. Идя на источник, говорят: «Иду за водой»; то же самое говорят, когда хотят зачерпнуть из потока или реки...

В человеке есть ум, душа и слово: ум не может быть без души и слова, иначе он был бы бездушным и бессловесным, но и душа и слово не могут быть без-умными.

 

Троица логична

С точки зрения атеистов, понятие Троицы выглядит логически абсурдным. Но академик Б. Раушенбах считает его логически безупречным с точки зрения самой обычной формальной логики. Для того чтобы это показать, необходимо найти математический объект, логически подобный Троице, т.е. обладающий теми же логическими свойствами.

1. Триединость. Бог, с одной стороны, един, а с другой, - является Троицей.

2. Единосущность. Единый Бог составляется из трех Лиц, каждое из которых является Богом.

3. Неслиянность. Все три ипостаси существуют одновременно и всегда, при этом они качественно различны и не могут заменять друг друга или сводиться друг к другу.

4. Нераздельность. Если не ввести требование нераздельности, то всегда сохраняется возможность трактовать три Лица как три независимых Бога. Смысл нераздельности заключается в том, что три лица выступают всегда вместе и все, что делается, делается ими совместно.

По мнению Б. Раушенбаха перечисленными логическими свойствами обладает обычный ВЕКТОР, которому соответствуют три его составляющие, расположенные на осях координат. Сам вектор и его составляющие являются одним и тем же (триединость). Составляющие вектора сами тоже являются векторами (единосущность). Аналогично интерпретируются свойства неслиянности (одна составляющая вектора не может заменить другую) и нераздельности - составляющие вектора связаны с ним абсолютно (т.к. являются его проекциями на оси), а следовательно, абсолютно связаны и с друг с другом. Вот так обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и три его составляющие дают логически безупречный пример объекта, обладающего совокупностью необходимых свойств.

Академик Раушенбах отмечает, что рассмотренная выше совокупность четырех логических свойств является необходимой и нарушение любого из них делает невозможным существование вектора. Так, нарушение триединости говорит о том, что пространство перестало быть трехмерным; нераздельности - что три введенных вектора перестали быть составляющими исходного вектора. В то же время, академик подчеркивает, что, по аналогии с понятиями теоретической физики, учение о Троице и Ее внутренней структуре можно сформулировать и описать, но наглядно представить себе нельзя. Что же касается непостижимой тайны Троицы, то к ней относится не логическая структура Троицы, а внутренняя жизнь Бога.

Иерей Сергий Веремеев

Сайт управляется системой uCoz