Тайный вектор Троицы
Христиане веруют в Божественную
Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это не три бога, но один Бог в
трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных)
существованиях. Это тот единственный случай, когда 1=3 и 3=1. То, что было бы
абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Невозможно
приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным.
Поэтому христианин приобщается к тайне Троицы не через логику, а через покаяние
- всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа
(греческое слово «покаяние» — metanoia буквально означает «перемена ума»).
Были люди в наше время…
Хотя христиане с
первых дней существования Церкви верили в Отца, Сына и Святого Духа,
основываясь на словах Христа и свидетельствах Писания, понадобилось несколько
столетий, чтобы учение о Троице было облечено в точные богословские
формулировки.
Равны ли три Лица или
между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге —
одна или три? Являются ли Отец, Сын и Святой Дух самостоятельными «личностями»
или это только разные проявления, «эманации» одной Божественной Природы? Все
эти вопросы интересовали в IV в. не только «специалистов» по богословию, но и
широкую публику. Нам сейчас нелегко понять, как двое друзей, встретившись на
одной из площадей Константинополя, Александрии или Антиохи могли, забыв обо
всем на свете, рассуждать о «единосущном» и «триипостасном» Божестве. В наше
время, скорее, стали бы говорить о политике, о повышении цен или о погоде, но
семнадцать веков назад люди, интересовались более возвышенными вещами...
Троица как солнце
Чтобы сделать учение о
Троице более доступным для понимания, святые Отцы иногда прибегали к аналогиям
и сравнениям. Например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим
«солнце», мы имеем в виду само небесное тело, солнечный свет и тепло. Свет и
тепло являются самостоятельными «ипостасями», однако они не существуют
изолированно от солнца, как и солнце не существует без тепла и света...
Другая аналогия: вода,
источник и поток: одно не бывает без другого. Идя на источник, говорят: «Иду за
водой»; то же самое говорят, когда хотят зачерпнуть из потока или реки...
В человеке есть ум, душа и слово: ум не может быть без души и слова, иначе он был бы бездушным и бессловесным, но и душа и слово не могут быть без-умными.
Троица логична
С точки зрения
атеистов, понятие Троицы выглядит логически абсурдным. Но академик Б. Раушенбах
считает его логически безупречным с точки зрения самой обычной формальной
логики. Для того чтобы это показать, необходимо найти математический объект,
логически подобный Троице, т.е. обладающий теми же логическими свойствами.
1. Триединость. Бог, с
одной стороны, един, а с другой, - является Троицей.
2. Единосущность.
Единый Бог составляется из трех Лиц, каждое из которых является Богом.
3. Неслиянность. Все
три ипостаси существуют одновременно и всегда, при этом они качественно различны
и не могут заменять друг друга или сводиться друг к другу.
4. Нераздельность.
Если не ввести требование нераздельности, то всегда сохраняется возможность
трактовать три Лица как три независимых Бога. Смысл нераздельности заключается
в том, что три лица выступают всегда вместе и все, что делается, делается ими
совместно.
По мнению Б. Раушенбаха перечисленными логическими свойствами обладает обычный ВЕКТОР, которому соответствуют три его составляющие, расположенные на осях координат. Сам вектор и его составляющие являются одним и тем же (триединость). Составляющие вектора сами тоже являются векторами (единосущность). Аналогично интерпретируются свойства неслиянности (одна составляющая вектора не может заменить другую) и нераздельности - составляющие вектора связаны с ним абсолютно (т.к. являются его проекциями на оси), а следовательно, абсолютно связаны и с друг с другом. Вот так обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и три его составляющие дают логически безупречный пример объекта, обладающего совокупностью необходимых свойств.
Академик Раушенбах
отмечает, что рассмотренная выше совокупность четырех логических свойств
является необходимой и нарушение любого из них делает невозможным существование
вектора. Так, нарушение триединости говорит о том, что пространство перестало
быть трехмерным; нераздельности - что три введенных вектора перестали быть
составляющими исходного вектора. В то же время, академик подчеркивает, что, по
аналогии с понятиями теоретической физики, учение о Троице и Ее внутренней
структуре можно сформулировать и описать, но наглядно представить себе нельзя.
Что же касается непостижимой тайны Троицы, то к ней относится не логическая
структура Троицы, а внутренняя жизнь Бога.